- ПАТРИСТИКА
ПАТРИ́СТИКА (от греч. patēr, лат. pater отец), совокупность сочинений «отцов церкви» греко-римских философов-богословов IIVIII вв. Главным содержанием П. было обоснование церковной догматики и организация христианской церкви; отсюда непримиримость некоторых «отцов церкви» к иноверцам, неизбежно сопутствовавшая их острой борьбе с «ересями» и остатками язычества. Литературное и историко-культурное значение П. определяется тем, что в значительной мере благодаря ей в средние века не были забыты и потеряны культурные ценности Древнего мира, что она стала одним из истоков средневековых христианских литератур (в первую очередь Византийской литературы и Латинской литературы).
С П. вошли в литературу такие прозаические жанры, как полемическая философская речь, богословский трактат-рассуждение, экзегеза (толкование на Библию), проповедь (гомилия), похвальное слово (энкомий, или панегирик), послание. Наряду с философско-дидактическими жанрами создатели П. писали жития, духовные гимны, исповеди (Августин). Многие из них прославились как ораторы или поэты (Григорий Назианзин, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин).
Расцвет П. приходится на IVV вв. и связан с именами Афанасия Александрийского, Василия Кесарийского, Григория Назианзина, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и неизвестного автора «Ареопагитик» на Востоке, Амвросия Медиоланского, Иеронима, Августина, папы Григория I на Западе. Обычно период П. в истории христианской культуры ограничивают в греческой литературе творчеством Иоанна Дамаскина, а в латинской Исидора Севильского.
Переводы П. на славянские языки появились уже в IX в. Патриотические сочинения в греческой и славянской рукописной традиции распространялись преимущественно в составе специальных сборников: «Постнические слова» Василия Кесарийского, сборники 13 и 16 «слов» Григория Назианзина; особенно популярны в Древней Руси были творения Иоанна Златоуста (сборник слов «Маргарит», «Златоструй» и др.). П. оказала большое влияние на древнерусскую ораторскую прозу, агиографию, а также экзегетику; через ее посредство древнерусские читатели знакомились с искусством слова Древней Греции и античными реалиями.
Издания:
PL, t. 1221, P., 1844 1864;
PG, t. 1166, P., 1857 1866.Литература:
Архангельский А. С., Творения отцов церкви в древнерус. письменности. Извлечения из рукописей и опыты историко-лит. изучений, [в. 14], Казань, 1889 1890;
Аверинцев С. С., Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977;
Майоров Г. Г., Формирование средневек. философии. Лат. патристика, М., 1979;
Бычков В. В., Эстетика поздней античности, М., 1981;
Bibliographia patristica, t. 120/21, Supplementum I, В. N. Y., 1959 1981;
Lampe G. W. H., A Patristic Greek Lexicon, fasc. 15, Oxf., 1961 1968.Д. М. Буланин.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.